Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Воробьи — самые многочисленные представители птичьего племени, самые привязанные к человеческому жилью. (2)Собравшись в огромные стаи, крылатые сорванцы осятся по улицам и домам. (3)Как-то, проходя мимо хлебного амбара, я заметил стайку чемто встревоженных воробьёв, которые с...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Есть на нашей планете удивительное место. (2)И не просто место, а целый материк — Антарктида. (3)Чем же оно так необычно?
(4)Антарктида — это, по сути, огромная ледяная гора толщиной в три километра. (5)Она возвышается от берега до самого Южного полюса. (6)И хотя он так тепло...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)В 1608 году англичанин Томас Кориот побывал в Италии. (2)Во время путешествия он вёл дневник, в который записывал самые яркие впечатления от увиденного. (3)Есть в его дневнике и такая запись: «Когда итальянцы едят мясо, они пользуются небольшими вилами из железа и стали, а иногда из...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. (2)Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота жгучая…
(3)Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи.
(4)Филька постучал в окошко Панкратовой избы. (5)Тотчас в сарае за...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Хозяин всегда говорил, что дикие звери, в отличие от домашних, более приспособленные и смелые.
(2)И вот Васька вместе с хозяином в зимовье в лесу. (3)Всего несколько дней, а как окреп! (4)Даже шерсть стала длиннее и гуще. (5)Что значит охота! (6)Ваське кажется, что он не кот, а...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Антон Егорович всю жизнь делал для колхоза сани. (2)Он и дня не мог прожить без работы. (3)Но однажды этот великий труженик, из тех, на ком держался колхоз, заболел. (4)Местный фельдшер и вызванный из районной больницы врач выписали старику множество всяких лекарств. (5)И дочери из...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Ваше время истекло! (2)Откуда пошли эти слова? (3)Сразу и не догадаешься, что родились они в те далёкие времена, когда именно вода вела счёт времени.
(4)Водяные часы! (5)Когда-то редкий горожанин обходился без такого нехитрого, но необходимого прибора — закрытого пробкой сосуда с...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Наш дом находился на краю посёлка. (2)Отсюда и до речки рукой подать, и до ореховой рощи: летом хочешь купайся, а хочешь — орехи собирай, вот тебе и удовольствия! (3)Я уже учился в пятом классе, основами столярного ремесла владел. (4)Как-то весной я сделал заново почтовый ящик, только...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)В Древней Греции была область Элида, а в ней местность под названием Олимпия. (2)Что ни год, сюда приходила война. (3)И вот однажды она должна была разразиться снова, на этот раз — со Спартой. (4)Но неожиданно правитель Элиды послал к правителю Спарты гонца.
— (5)О владыка, —...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Сразу после рождения маленький Гай остался без матери. (2)Весёлый оленёнок Гай вырос сиротой, потому что его мать случайно подстрелили охотники. (3)Пока он не мог заботиться о себе сам, его кормили все проходившие мимо оленихи. (4)Потом он подрос, научился есть траву, бегать и...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. (2)Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. (3)Это была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. (4)Мы испугались за наше...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Башен в Московском Кремле двадцать. (2)И они все разные: одни стройные и высокие; другие приземистые и широкие. (3)Есть башни с воротами, есть полностью закрытые; есть круглые, а есть и квадратные. (4)И у каждой башни— своё звучное, красивое имя. (5)Вслушайтесь только в эти названия:...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга они спрячутся и молчат, а дым мешает их найти. (2)Для этой цели в Лондоне специально обучены собаки. (3)Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Издавна принято считать, что трусливее зайца зверя нет, что он боится даже своей тени. (2)«Труслив, как заяц»,— так говорят про всякого, кто не отличается храбростью,
вообще о человеке робкой души. (3)Можно сказать, что зайцу не повезло, много о нём ходит всяких небылиц. (4)Ведь...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Погода испортилась на глазах: полчаса назад в рваные прорехи туч ещё заглядывало солнце, а тут вдруг закружились густые лохматые хлопья— будто там, наверху, распотрошили пуховую перину. (2)В машине потемнело, и пожилой шофёр Николай всматривался в залепленное снегом боковое стекло,...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)В 1745 году Михаил Васильевич Ломоносов стал первым русским профессором. (2)До него в Петербургской академии наук все «научные должности» занимали иностранцы. (3)Каждый день, каждый час Ломоносова проходил в труде: он читал лекции, писал книги, ставил опыты.
(4)Однажды он и его...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Ворон— предвестник беды, злое начало в сказке. (2)Но так ли это? (3)За что в старых сказках так изображается ни в чём не повинная птица, как и чёрный кот, филин, летучая мышь?
(4)Мой ручной ворон Карп легко поддавался умелому воспитанию, был наблюдателен, обладал прекрасным...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)В старину на новогодних ёлках были разнообразные игрушки-сладости, сделанные из марципана. (2)Сладкие игрушки сусалили, то есть золотили или серебрили тонким слоем самого настоящего драгоценного металла. (3)Поэтому такие украшения для праздничного убранства ёлки стоили...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Кто едет-скачет на могучем коне узкой просекой в богатырских доспехах? (2)Кто зорко смотрит по сторонам? (3)Чью громкую речь слушают воины? (4)Из богатого и славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости.
(5)Очень...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)В детстве у меня была любимая кукла. (2)Я с ней никогда не расставалась. (3)Гуляла, ела, играла. (4)Я рассказывала ей о своих неудачах и радостях.
(5)А ещё у меня была любимая подруга Маша. (6)Она рано лишилась родителей и жила с бабушкой. (7)В день моего семилетия ко мне пришли...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Жил на свете маленький велосипед, у которого было два колеса. (2)Одно из них было ведущим, а второе— ведомым. (3)Так как велосипед был неопытным, его колёса стали спорить, кто из них главнее и важнее. (4)Переднее колесо кричало, что оно важнее ведь оно указывает дорогу, а заднее колесо...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Однажды перед ученьем хозяин погладил Тётку и сказал:
— (2)Пора нам, Тётка, делом заняться. (3)Довольно тебе бить баклуши. (4)Я хочу тебя учить, хочу из тебя артистку сделать... (5)Ты хочешь учиться этому, стать артисткой?
(6)И он стал учить её разным выходкам. (7)В первый...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Митя любил бывать у дедушки в саду. (2)Особенно ему нравились ягоды вишни, которая росла около дома.
(3)Однажды Митя забрался в дальнюю часть сада, где росла только крапива и старая вишня. (4)Дерево было кривое, половина листьев с него уже облетела, хотя до осени было ещё далеко....
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Люсю Катунину, свою подругу, Оля называла Люси.
(2)Люся обожала Олю, таскала за ней огромную папку с рисунками, готовила краски и мыла кисточки. (3) Хотя времени на дружбу у Оли было мало, она стала дружить с Люси, потому что ей нравилось, что Люся ей восхищается.
(4)У...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)В сугробе тепло. (2)Снег— один из самых лучших природных утеплителей. (3)До какой-то степени он сохраняет летнее тепло земли, тепло человека или зверя, зарывшегося
в сугроб. (4)В мороз и в буран под снегом градусов на десять теплее, чем на открытом пространстве.
(5)Под снег...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Жила девочка Настя со своей мамой. (2)Однажды Насте подарили в горшочке цветок. (3)Она принесла его домой и поставила на окно.
— (4)Фу, какой гадкий цветок!— сказала мама.— (5)Листья у него похожи на языки, да ещё с колючками. (6)Наверное, ядовитый. (7)Я его и поливать не...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Алёшины родители обычно возвращались домой после работы поздно. (2)Он самостоятельно приходил из школы, разогревал себе обед, делал уроки, играл и ждал маму с папой. (3)Мальчик с раннего детства привык, что родители много работают, но никогда не жаловался, он понимал, что они стараются...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Однажды Володя и его старший брат Саша шли лесом по чуть заметному следу какого-то человека. (2)Потоптанная им трава поднялась, вмятины, оставленные его ногами, были давно засыпаны листвой и хвоей. (3)Иногда приходилось угадывать путь только по тем меткам, которые он оставлял...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)На опушке леса в ветхом доме жила одинокая женщина. (2)Она переехала туда недавно из-за любви к природе.
(3)Однажды женщина услышала стрельбу и лай собак. (4)Она выбежала на улицу и увидела, что свора собак окружила маленького волчонка, а за ними с ружьём бежит егерь....
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Многое умеют птицы: строить необыкновенно сложные гнёзда, защищать птенцов, отвлекать врага, находить дорогу домой за сотни километров. (2)Они обладают цветовым зрением, легко различают геометрические фигуры. (3)А ещё птицы обладают способностью к...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Раз мальчик подошёл к канаве, в которой громко кричали лягушки. (2)Увидев его, они замолчали. (3)Потом одна за другой попрыгали в воду. (4)Пока мальчик думал, как перебраться через канаву, из воды опять стали высовываться головы лягушек. (5)Мальчик стоял неподвижно. (6)Тогда он начали...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Молодая ворона ходила по берегу реки, разыскивала среди камешков пропитание. (2)Видит: у самой воды лежит крупная двустворчатая раковина-беззубка. (3)Слизняки внутри очень вкусные! (4)Одна беда: раковина крепкая. (5)Как из неё
слизняка добыть? (6)Пробовала ворона и так и эдак, а...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)В небольшом муравейнике, который находится на обрывистом берегу реки, кипит обычная деловая жизнь. (2)Муравейник со всех сторон оброс зелёной травой. (3)Одна самая длинная травинка трепещет от ветра и невольно ударяет по наиболее оживлённому месту муравейника....
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Чёрный аист— лесной отшельник: немногие видели его в лесу, не любит он напоказ выставляться, разве что когда в небе пари́ т. (2)Но чёрный аист не такой уж и чёрный. (3)Брюхо, бока, надкрылья у него нежно-белые. (4)Клювище красный, а длинные ноги алые. (5)Чёрный...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Однажды зимним утром решил я сходить на мою любимую речку Щуровку. (2)Давно обрушился бревенчатый мост, некогда соединявший два противоположных берега. (3)В десятке метров по руслу я приметил лёгкие волны. (4)«Бобр»,− подумал я и стал пристально всматриваться в...
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Тихий пасмурный денёк с лёгким морозцем. (2)Снег пока неглубокий, пушистый и мягкий. (3)Мы стоим под дремучими сводами заповедного соснового бора. (4)Ласкает взор зелёный бархат хвои. (5)Впереди, на полянке, полузасохший дуб-зимняк. (6)Не успели подойти к нему,...