Определите, какой тип речи представлен в предложениях 19−21 текста. Запишите ответ.
(1)Целыми днями Родион Иванович сидел на базаре в лавке, торговавшей скобяным товаром, и грыз жареные семечки. (2)В магазинчике командовала его жена. (3)Родион Иванович, повинуясь её приказам, таскал из подсобки ящики с...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11−13 текста. Запишите ответ.
(1)Ещё в 18 веке в Финляндии обратили внимание на удивительно содержательные и красивые народные песни, которые пели не только в финских деревнях, но которые были особенно популярны среди приходивших из Восточной Карелии коробейников, торговавших...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9−12 текста. Запишите ответ.
(1)Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии.
— (2)Мама, мы нашли странный цветок!
— (3)Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.
— (4)Мы не знаем его названия. (5)Белое колёсико с...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1−3 текста. Запишите ответ.
(1)Услышала как-то Ворона страшный крик. (2)Неслась стая воробьёв, а впереди летела жёлтенькая птичка. (3)Взмахнула Ворона крыльями, догнала и разогнала воробьиную стаю.
— (4)Ты кто такая будешь? — каркнула она.
— (5)Я Канарейка. (6)В...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8−9 текста. Запишите ответ.
(1)В поздний час мы попросили у начальника дать человека, который мог нас проводить на один из объектов, где утром ожидались важные производственные события.
(2)Начальник потёр лоб и сказал задумчиво:
— А знаете, придётся, пожалуй, ехать...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 14−22 текста. Запишите ответ.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11−12 текста. Запишите ответ.
(1)Мы бродили весной в лесу, удивлялись изменениям, происходившим на наших глазах, и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. (2)Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. (3)После первого...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4−5 текста. Запишите ответ.
(1)Густой туман пал на озеро Кубенское. (2)Не видно ни берегов, ни белого света. (3)Но вот туманы отдалились к берегам, озеро сделалось шире, лёд на нём как будто плыл и качался. (4)Вдруг над этим движущимся, белым вдали и серым вблизи льдом я увидел...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11−13 текста. Запишите ответ.
(1)С давних времён в человеческом обществе существует традиция помощи слабым и обездоленным людям. (2)В любую эпоху, в любой стране всегда находились люди, готовые бескорыстно помогать другим людям, попавшим в трудную...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10−11 текста. Запишите ответ.
(1)Помимо соседей и некоторых родственников, за два года, проведённые в ссылке в Михайловском, А. С. Пушкин видел только троих своих друзей.
(2)Первым в деревенскую глушь добрался его лицейский товарищ Иван Иванович...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8−10 текста. Запишите ответ.
(1)День и ночь — и в палящий зной, и в дождь — идёт битва за урожай. (2)Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. (3)Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
(4)Изобилие...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1−5 текста. Запишите ответ.
— (1)Я хочу, чтобы ты не повторял в жизни моих ошибок! — часто говорит мама. (2)Но чтобы не повторять её ошибок, я должен знать, в чём именно они заключаются. (3)Об одной маминой ошибке мне известно особенно хорошо. (4)Я знаю, что мама «погибла...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1−3 текста. Запишите ответ.
(1)Называя Уральские горы уникальными, никто даже не задумывается, почему так сложилось. (2)А между тем, они являются единственным горным поясом, пересекающим Россию с севера на юг. (3)К тому же они выполняют роль границы между европейской и азиатской...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6−7 текста. Запишите ответ.
(1)Я москвич! (2)Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя.
(3)…Минувшее проходит предо мною…
(4)Привожу слова пушкинского Пимена, но я его несравненно богаче: на пёстром фоне хорошо знакомого мне...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 14−22 текста. Запишите ответ.
(1)Русские сказки... (2)Кто в детстве не заслушивался ими? (3)Кто не ждал с нетерпением того сумеречного часа, когда, освободившись от дневных забот и хлопот, бабушка или дедушка, мать или отец, а то и просто старшие брат или сестра, или кто-либо из...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8−10 текста. Запишите ответ.
(1)В мае 1762 г. М. В. Ломоносов с помощниками приступил к работе над мозаичным панно «Полтавская баталия». (2)Набор этой грандиозной мозаики проходил в мозаичной мастерской на набережной Мойки. (3)Смальты для панно были изготовлены в Усть-Рудице...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1–3 текста. Запишите ответ.
(1)Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. (2)Когда же, наконец, Яков открыл своё лицо — оно было бледно; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. (3)Он глубоко вздохнул и запел…
(4)Первый звук его голоса...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12–13 текста. Запишите ответ.
(1)Жили на свете мать, отец и сын. (2)Сыну ещё и года не было, когда отец оставил семью. (3)Ушёл тайком, не сказав, куда он идёт и почему. (4)Остались мать с сыном одни.
(5)Однажды сын спросил у матери:
— (6)Почему у других детей есть...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 34–38 текста. Запишите ответ.
(1)Выполняя боевой приказ, конный корпус* Будённого прикрывал тыл отступающей армии, принимая на себя все удары противника. (2)Можно сказать, это был один бой, растянувшийся на десятки дней и ночей. (3)Во время
короткого отдыха нельзя было ни...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12–14 текста. Запишите ответ.
(1)Острое желание непременно увидеть дневные звёзды и показать их друзьям возникло в тот же вечер, когда из Заручевья возвращалась я на недалёкий хутор, где вот уже третье лето мы снимали небольшую, но очень уютную комнату....
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4–7 текста. Запишите ответ.
(1)Извилистая тропинка обогнула густой куст орешника, и лес сразу раздался во все стороны. (2)Посреди круглой поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, стоял дуб. (3)Казалось, деревья почтительно расступились...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 14–16 текста. Запишите ответ.
(1)Золотая полка — это та, на которую ставятся любимые книги. (2)Я давно мечтаю об этом — завести золотую полку. (3)В мечтах мне рисуется именно полка — никак не шкаф, а именно одна полка, один, если так можно...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11–12 текста. Запишите ответ.
(1)Детская книга — это солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы юной души. (2)Книга направляет мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9–11 текста. Запишите ответ.
(1)Моя новая знакомая, на первый взгляд, слишком строгая и недоверчивая, ушла в свою комнату. (2)Минуту спустя она вынесла оттуда небольшой томик в синем кожаном переплете и с тиснёнными золотом буквами на обложке. (3)«Это тебе...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 17–19 текста. Запишите ответ.
(1)Настоящей наукой математика стала только у древних греков. (2)Это был маленький, но удивительно талантливый народ, у которого даже сейчас, тысячи лет спустя, есть чему поучиться. (3)А знаете, почему древние греки обогнали в...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3–5 текста. Запишите ответ.
(1)Когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два — четыре!» (2)А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два — четыре, людям пришлось учиться много-много...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12–14 текста. Запишите ответ.
(1)В древние времена греческие учёные неслучайно так много занимались математикой. (2)Один из них даже когда-то сказал удивительные по своей справедливости слова: «Математика есть ключ ко всем наукам». (3)Для многих это...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12–14 текста. Запишите ответ.
(1)Примерно на полпути между Египтом и Вавилоном, на восточном берегу Средиземного моря, лежала небольшая страна, которая называлась Финики́ей. (2)У финикия́н не было ни плодородной земли, ни богатых пастбищ, однако недаром...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1–3 текста. Запишите ответ.
(1)В древности народам-земледельцам, для того чтобы прожить и прокормиться, нужно было знать гораздо больше, чем кочевникам-скотоводам. (2)Жизнь заставляла их учиться быстрее. (3)Поэтому у земледельческих народов математика из...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 24–25 текста. Запишите ответ.
(1)Овстуг… (2)В юности я знал только то, что это имя принадлежит имению, в котором родился Фёдор Иванович Тютчев. (3)Знал, что будущий поэт в детстве проводил там все летние месяцы, а потом бывал в Овстуге лишь наездами,...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 17–19 текста. Запишите ответ.
(1)Эту историю рассказал мне орловский учитель истории Серафим Петрович.
— (2)В начале оккупации гитлеровцы пытались внушить населению, что они уважительно относятся к русской культуре. (3)Так как в доме И. С. Тургенева...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 19–24 текста. Запишите ответ.
(1)Лувр отапливается калориферами. (2)Из врезанных в пол красивых медных решёток дует горячий ветер. (3)Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как на этих решётках неподвижно стоят люди, главным...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 35–37 текста. Запишите ответ.
(1)Я стоял около дома Тургенева в Орле, смотрел на чёрные окна, на барельеф, напоминавший о прежнем назначении опустевшего здания. (2)Немцы сделали из музея трактир, а оставляя город, заминировали дом.
(3)Наши сапёры ещё...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 18–19 текста. Запишите ответ.
(1)Хулигана Серёгу семиклассники считали лидером, потому что он постоянно придумывал всякие развлечения. (2)Однажды на уроке ему удалось стащить у одноклассницы Тани Ивановой мешок с обувью и выкинуть его в окно. (3)Гулявшие...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10–11 текста. Запишите ответ.
(1)Помимо соседей и некоторых родственников, за два года, проведённые в ссылке в Михайловском, А.С. Пушкин видел только троих своих друзей.
(2)Первым в деревенскую глушь добрался его лицейский товарищ Иван Иванович...
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 24–27 текста. Запишите ответ.
(1)Стояла золотая осень. (2)Брянские рощи полыхали так, словно солнце вселилось в каждую дубовую крону, в каждую ветку берёзы. (3)Мы проехали речушку с милым названием Рожок. (4)Вдруг промелькнула табличка у просёлка,...