ВПР - 2021

Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 1

(1)Целыми днями Родион Иванович сидел на базаре в лавке, торговавшей скобяным товаром, и грыз жареные семечки. (2)В магазинчике командовала его жена. (3)Родион Иванович, повинуясь её приказам, таскал из подсобки ящики с гвоздями, мотки проволоки, всё, что покупают...

Определите и запишите основную мысль текста.


(1)Ещё в 18 веке в Финляндии обратили внимание на удивительно содержательные и красивые народные песни, которые пели не только в финских деревнях, но которые были особенно популярны среди приходивших из Восточной Карелии коробейников, торговавших вразнос по всей Финляндии. (2)Их стали...

Определите и запишите основную мысль текста.


(1)Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии.

— (2)Мама, мы нашли странный цветок!

— (3)Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

— (4)Мы не знаем его названия. (5)Белое колёсико с жёлтой сердцевинкой. (6)Он похож,...

Определите и запишите основную мысль текста.


(1)Услышала как-то Ворона страшный крик. (2)Неслась стая воробьёв, а впереди летела жёлтенькая птичка. (3)Взмахнула Ворона крыльями, догнала и разогнала воробьиную стаю.

— (4)Ты кто такая будешь? — каркнула она.

— (5)Я Канарейка. (6)В клетке родилась и жила. (7)Мне всё...

Определите и запишите основную мысль текста.


(1)В поздний час мы попросили у начальника дать человека, который мог нас проводить на один из объектов, где утром ожидались важные производственные события.

(2)Начальник потёр лоб и сказал задумчиво:

— А знаете, придётся, пожалуй, ехать без провожатого. (3)Весь мой народ...

Определите и запишите основную мысль текста.


(1)Мы бродили весной в лесу, удивлялись изменениям, происходившим на наших глазах, и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. (2)Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. (3)После первого удивления мы вспомнили, что это была, как нам...

Определите и запишите основную мысль текста.


(1)Густой туман пал на озеро Кубенское. (2)Не видно ни берегов, ни белого света. (3)Но вот туманы отдалились к берегам, озеро сделалось шире, лёд на нём как будто плыл и качался. (4)Вдруг над этим движущимся, белым вдали и серым вблизи льдом я увидел словно парящий в воздухе храм. (5)Храм...

Определите и запишите основную мысль текста.


(1)С давних времён в человеческом обществе существует традиция помощи слабым и обездоленным людям. (2)В любую эпоху, в любой стране всегда находились люди, готовые бескорыстно помогать другим людям, попавшим в трудную ситуацию.

(3)Благотворительная деятельность таких людей со...

Определите и запишите основную мысль текста.


(1)Помимо соседей и некоторых родственников, за два года, проведённые в ссылке в Михайловском, А. С. Пушкин видел только троих своих друзей.

(2)Первым в деревенскую глушь добрался его лицейский товарищ Иван Иванович Пущин.

(3)Отправившись в гости к сестре, живущей во...

Определите и запишите основную мысль текста.


(1)День и ночь — и в палящий зной, и в дождь — идёт битва за урожай. (2)Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. (3)Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

(4)Изобилие хлеба — заветная мечта миллионов...

Определите и запишите основную мысль текста.


— (1)Я хочу, чтобы ты не повторял в жизни моих ошибок! — часто говорит мама. (2)Но чтобы не повторять её ошибок, я должен знать, в чём именно они заключаются. (3)Об одной маминой ошибке мне известно особенно хорошо. (4)Я знаю, что мама «погибла для большого искусства». (5)Зато в...

Определите и запишите основную мысль текста.


(1)Называя Уральские горы уникальными, никто даже не задумывается, почему так сложилось. (2)А между тем, они являются единственным горным поясом, пересекающим Россию с севера на юг. (3)К тому же они выполняют роль границы между европейской и азиатской частями материка.

(4)История...

Определите и запишите основную мысль текста.


(1)Я москвич! (2)Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя.

(3)…Минувшее проходит предо мною…

(4)Привожу слова пушкинского Пимена, но я его несравненно богаче: на пёстром фоне хорошо знакомого мне прошлого я вижу растущую не по дням, а по...

Определите и запишите основную мысль текста.


(1)Русские сказки... (2)Кто в детстве не заслушивался ими? (3)Кто не ждал с нетерпением того сумеречного часа, когда, освободившись от дневных забот и хлопот, бабушка или дедушка, мать или отец, а то и просто старшие брат или сестра, или кто-либо из сверстников не произнесут это желанное...

Определите и запишите основную мысль текста.


(1)В мае 1762 г. М. В. Ломоносов с помощниками приступил к работе над мозаичным панно «Полтавская баталия». (2)Набор этой грандиозной мозаики проходил в мозаичной мастерской на набережной Мойки. (3)Смальты для панно были изготовлены в Усть-Рудице под руководством И. А. Цильха....

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. (2)Когда же, наконец, Яков открыл своё лицо — оно было бледно; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. (3)Он глубоко вздохнул и запел…

(4)Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не...

Определите и запишите основную мысль текста.


(1)Жили на свете мать, отец и сын. (2)Сыну ещё и года не было, когда отец оставил семью. (3)Ушёл тайком, не сказав, куда он идёт и почему. (4)Остались мать с сыном одни.

(5)Однажды сын спросил у матери:

— (6)Почему у других детей есть отцы, а у нас нет? (7)Почему он ушёл от...

Определите и запишите основную мысль текста.


(1)Выполняя боевой приказ, конный корпус* Будённого прикрывал тыл отступающей армии, принимая на себя все удары противника. (2)Можно сказать, это был один бой, растянувшийся на десятки дней и ночей. (3)Во время

короткого отдыха нельзя было ни поесть, ни вздремнуть, ни умыться....

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Острое желание непременно увидеть дневные звёзды и показать их друзьям возникло в тот же вечер, когда из Заручевья возвращалась я на недалёкий хутор, где вот уже третье лето мы снимали небольшую, но очень уютную комнату. (2)Дорога сладко пахла недавно прошедшим...

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Извилистая тропинка обогнула густой куст орешника, и лес сразу раздался во все стороны. (2)Посреди круглой поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, стоял дуб. (3)Казалось, деревья почтительно расступились перед ним, чтобы дать старшему...

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Золотая полка — это та, на которую ставятся любимые книги. (2)Я давно мечтаю об этом — завести золотую полку. (3)В мечтах мне рисуется именно полка — никак не шкаф, а именно одна полка, один, если так можно выразиться, этаж шкафа. (4)Где раздобыть...

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Детская книга — это солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы юной души. (2)Книга направляет мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец; благодаря книге дети сливаются в одну...

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Моя новая знакомая, на первый взгляд, слишком строгая и недоверчивая, ушла в свою комнату. (2)Минуту спустя она вынесла оттуда небольшой томик в синем кожаном переплете и с тиснёнными золотом буквами на обложке. (3)«Это тебе непременно понравится», —...

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Настоящей наукой математика стала только у древних греков. (2)Это был маленький, но удивительно талантливый народ, у которого даже сейчас, тысячи лет спустя, есть чему поучиться. (3)А знаете, почему древние греки обогнали в математике все другие народы?...

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два — четыре!» (2)А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два — четыре, людям пришлось учиться много-много тысяч лет. (3)Конечно, это учение шло не...

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)В древние времена греческие учёные неслучайно так много занимались математикой. (2)Один из них даже когда-то сказал удивительные по своей справедливости слова: «Математика есть ключ ко всем наукам». (3)Для многих это аксиома.

(4)Наверное, поэтому...

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Примерно на полпути между Египтом и Вавилоном, на восточном берегу Средиземного моря, лежала небольшая страна, которая называлась Финики́ей. (2)У финикия́н не было ни плодородной земли, ни богатых пастбищ, однако недаром довольно долгое время финикияне считались...

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)В древности народам-земледельцам, для того чтобы прожить и прокормиться, нужно было знать гораздо больше, чем кочевникам-скотоводам. (2)Жизнь заставляла их учиться быстрее. (3)Поэтому у земледельческих народов математика из набора отдельных простейших правил...

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Овстуг… (2)В юности я знал только то, что это имя принадлежит имению, в котором родился Фёдор Иванович Тютчев. (3)Знал, что будущий поэт в детстве проводил там все летние месяцы, а потом бывал в Овстуге лишь наездами, постоянно живя за границей или в...

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Эту историю рассказал мне орловский учитель истории Серафим Петрович.

— (2)В начале оккупации гитлеровцы пытались внушить населению, что они уважительно относятся к русской культуре. (3)Так как в доме И. С. Тургенева они открыли трактир, то разрешили в...

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Лувр отапливается калориферами. (2)Из врезанных в пол красивых медных решёток дует горячий ветер. (3)Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи.

(4)Это...

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Я стоял около дома Тургенева в Орле, смотрел на чёрные окна, на барельеф, напоминавший о прежнем назначении опустевшего здания. (2)Немцы сделали из музея трактир, а оставляя город, заминировали дом.

(3)Наши сапёры ещё не успели обезопасить помещение, но об...

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Хулигана Серёгу семиклассники считали лидером, потому что он постоянно придумывал всякие развлечения. (2)Однажды на уроке ему удалось стащить у одноклассницы Тани Ивановой мешок с обувью и выкинуть его в окно. (3)Гулявшие во дворе малыши, увидев пакет с чужими...

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Помимо соседей и некоторых родственников, за два года, проведённые в ссылке в Михайловском, А.С. Пушкин видел только троих своих друзей.

(2)Первым в деревенскую глушь добрался его лицейский товарищ Иван Иванович Пущин.

(3)Отправившись в гости к...

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Стояла золотая осень. (2)Брянские рощи полыхали так, словно солнце вселилось в каждую дубовую крону, в каждую ветку берёзы. (3)Мы проехали речушку с милым названием Рожок. (4)Вдруг промелькнула табличка у просёлка, отходящего от шоссе, − «На Красный Рог». (5)Я...

Определите и запишите основную мысль текста.


Текст 2

(1)Осень в этом году стояла сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.

(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно...

reshaemvpr.ru

ВПР. Теория и практика

Все права защищены. Copyright © 2018. Учебные материалы, взяты из открытых источников. Если какой-либо из материалов нарушает ваши авторские права, просим немедленно связаться с нами по e-mail: reshaemvpr@gmail.com